Создание структуры проекта

<< Click to Display Table of Contents >>

Navigation:  Принципы проектирования >

Создание структуры проекта

В MasterSCADA 4D проект создается из библиотечных элементов в дереве системы и дереве объектов.

intro_trmd6img9.

Дерево системы

В этой группе создаются узлы – конфигурации, загружаемые для исполнения в реальные устройства проекта (АРМы, контроллеры и т. д.).

Для создания узла можно использовать контекстное меню (см. левый рис. ниже), контекстную панель или метод перетаскивания (drag-n-drop) из соответствующей библиотеки, в которой определена начальная структура поддерживаемых устройств (см. правый рис. ниже):

intro_trmd6img10 Sozdanie_strukturw_proekta

В узле конфигурируются его внешние связи с устройствами и/или OPC-серверами (указываются устройства, протоколы, каналы связи).

Для конфигурирования взаимодействия с оборудованием используется интуитивно понятная логика аппаратно-программного информационного потока: узел – протокол – устройство (модуль) – каналы (структуры или параметры):

intro_trmd6img12

Для всех реальных аппаратных и программных элементов системы управления (АРМов, контроллеров, портов, протоколов и т.п.) в структуре проекта создаются соответствующие элементы проекта. Набор всех необходимых элементов содержится в библиотеках, откуда элементы могут быть вставлены в соответствующую группу дерева методом перетаскивания (см. Библиотеки). Для создания элементов могут быть также использованы команды контекстных меню групп дерева.

То есть в группе Протоколы вначале создается группа протокола (Modbus TCP в примере), при этом в окне свойств задаются параметры самого протокола:

structura_proecta,

Затем в настройках модуля задаются параметры TCP/IP соединения:

intro_trmd6img13

После чего следует задать адреса каналов и типы ячеек, из которых необходимо читать данные:

intro_trmd6img14

Канал – это структура, содержащая один или несколько параметров для работы с данными и ряд конфигурационных параметров. Например, канал обмена по протоколу Modbus содержит значение, прочитанное драйвером или поставленное в очередь на запись. Специфическими конфигурационными параметрами такого канала являются Тип ячейки и Адрес ячейки (соответственно адресное пространство Modbus и смещение адреса в этом пространстве), а также Тип значения (логический, целый и т.п.). Кроме того, для канала задаются такие общие параметры, как Доступ (Input – канал чтения, Output – канал записи), Имя, Комментарий и др.

Дерево объектов

В этой группе задается вся логика проекта. При этом в MasterSCADA 4D основной идеологией при разработке проекта является объектно-ориентированный подход.

Объект MasterSCADA 4D представляет собой именованную совокупность графического представления технологического объекта, его параметров, алгоритмов контроля и управления, окон управления и других доступных элементов проекта (в том числе объект может содержать другие объекты). То есть объект MasterSCADA 4D может соответствовать любому реальному технологическому объекту (датчику, исполнительному механизму, аппарату, участку, цеху) и является основной структурной единицей проекта. По сути, объект MasterSCADA 4D является мини-проектом: он содержит все параметры технологического объекта, программы и окна контроля и управления и т.п. Для связи с другими элементами проекта в объекте создаются элементы Параметр.

intro_trmd6img15

Поскольку объект может содержать другие объекты, в дереве объектов может быть создана вся иерархия технологического объекта управления – от датчика до завода в целом:

intro_trmd6img16

Важно! Типовые объекты разрабатываются заранее и помещаются в библиотеку, а впоследствии из них, как из кирпичиков, формируется дерево проекта.

Если узел в проекте один, то никаких действий для добавления того или иного объекта в узел не требуется, все объекты  будут назначены в него автоматически (т.е. в режиме исполнения написанная программа будет исполняться в системе единственного узла). Если узлов несколько, то для того чтобы задать исполнение объекта в том или ином узле, необходимо воспользоваться командой Назначить в узел (см. также Удалить из узла, свойство Место исполнения и свойство Отключить исполнение). Именно на этом узле и будет физически исполнятся созданный объект.

Программы

Как правило, программы по смыслу относятся к какому-либо объекту, однако бывают случаи, когда тот или иной элемент проекта нельзя отнести к какому-то конкретному объекту. Например, если программа относится ко всему узлу сразу и работает со всеми объектами, исполняемыми в узле. В этом случае программы создаются в подгруппе Программы группы узла (группы Ресурсы в случае объекта или канала). Пользовательские функции и типы функциональных блоков создаются соответственно в подгруппах Функции и ФБ пользовательской библиотеки (по умолчанию библиотеки Локальная):

intro_trmd6img17

Для упрощения разработки программ в MasterSCADA 4D встроена библиотека Стандартная, а также поставляются различные подключаемые библиотеки (например, библиотека OSCAT), которые содержат большое количество функций и типов функциональных блоков. Предустановленные ФБ и функции доступны в легенде по закладкам редакторов различных языков программирования:

intro_trmd6img18

Параметры (переменные проекта)

Типы параметров определяются в соответствующем редакторе (редактор открывается двойным нажатием левой кнопкой мыши на параметр в дереве):

intro_trmd6img20

Типы параметров можно также задать в панели свойств:

structura_proecta_1

Окна

Окна создаются при помощи контекстного меню Объекта или Узла.  При этом в центральной части интерфейса MasterSCADA 4D откроется редактор HMI.

intro_trmd6img21